Из прессы

Акварели Владимира Кузнецова увидит Ижевск

15 апреля в зале Союза художников Удмуртской Республики открылась персональная выставка Увинского художника Владимира Петровича Кузнецова. После того, как не стало этого тонко чувствующего кисть и холст человека, его работы бережно хранит семья — жена Людмила, сын Олег и дочь Марина.

Выставляться в таком зале для художника было бы, безусловно, и радостью, и достижением. Его работы обсуждались ведущими мастерами живописи. На выставке присутствовали уже знакомые увинцам художники: и Анатолий Русских, и Вячеслав Медведев, и Виталий Окунь, и Олин, и другие. Многие отмечали тонкую натуру автора нежных, прозрачных пейзажей, наполненных, с одной стороны, обыденностью, которую мы так привыкли не замечать, с другой стороны — непременно тайной, которую, как ни старайся, человек все равно до конца не разгадает. И нажим кисти, и тона-полутона, и даже фактурность деревьев, которую, казалось бы, вообще невозможно отобразить в акварельной технике «А-ля Прима» (работа акварелью по мокрой бумаге). Но эта самая фактурность присутствует зримо. Человек, созерцающий работу, точно знает, какая на ощупь березка весной и даже запах может восстановить в памяти: именно такой источает аромат уставшая осенняя земля после дождя. А черемуховый снег хлопьями просто сводит с ума. Это так по земному, но это — такой рай...

Председатель Союза художников Удмуртии Константин Резницкий признался, что уже не первый раз видит работы этого автора, но они притягивают к себе и притягивают. Только во время оформления выставки он обошел ее раз пять. А это говорит об особом мастерстве художника. В очередной раз выразил сожаление, что Владимир Петрович не был членом Союза художников Удмуртии, он совершил приятную миссию и с удовольствием вручил членский билет заместителю директора по художественной работе, заведующей художественным отделом Увинского музея Надежде Воронцовой.

Говоря о работах отца, Олег Кузнецов особенно отметил, что эти пейзажи должны бальзамом растекаться по чувствительным сердцам горожан — посетителей выставки. Потому что среди бетона и асфальта, шума и бесконечных коммуникаций выставка эта станет настоящим подарком. Может, кого-то подвигнет выбраться на красивейшие просторы Увинской земли: на луга и реки, ближе к природе и себе.

На выставке были и представители Управления культуры Увинского района. Много добрых слов сказала об авторе, с которым была лично знакома, начальник Управления культуры Марина Головизнина. Она помнит, что когда-то давно выезжали они всем отделом на уборку картошки. Владимир Петрович непременно где-то находил какую-нибудь ненужную вещь. Чудаковатость эта в его жилище начинала жить. У вещи появлялось свое назначение, она обретала второе дыхание. А квартира, по воспоминаниям Марины Николаевны, походила на музей, откуда она вышла в совершенном потрясении от нового взгляда на старые вещи. Еще она помнит сказочный садоогородный домик, который облюбовал своими руками Владимир Петрович. Куст гортензии, подаренный Управлением культуры, будет хранить память о художнике, о его трепетной душе и золотых руках. А колеги-художники, разглядывая в очередной раз его работы, называли его Мастером.

Ольга Чичирко
журналист


Отзвук акварели

Те, кто пробовал когда-нибудь рисовать акварелью, знают - это сложная техника. Юные таланты, мастера и ценители легкости, воздушности и тонких цветовых переходов собрались 28 февраля на Межрегиональном фестивале-конкурсе «Под звуки акварели». В библиотеке, где расположились участники, на глазах рождались 85 волшебных пейзажей. Выглядело это очень впечатляюще и завораживающе. Вдохновение художники черпали из стихотворения «Туман» увинского поэта Полины Машталер. В другой аудитории участники создавали открытку в акварельной технике, посвященной масленице. Параллельно с конкурсными испытаниями в районном доме культуры «Юность» проходили мастер-классы художников-акварелистов. Ольга Пешкова из Перми показывала технику «Современный натюрморт», Евгения Крутова из города Пушкин Московской области, знакомила с акварельной работой по мотивам стихотворения Бориса Пастернака «Сосны», а представители фабрики «Невская палитра» предложили создать открытку с мотивами «Ирисы». В этом году в мероприятиях фестиваля приняли участие более 170 учащихся из 22 школ искусств Ижевска, Глазова, Воткинска, Можги, Селтинского, Сюмсинского, Увинского, Завьяловского, Игринского, Киясовского, Малопургинского, Алнашского, Можгинского, Воткинского, Сарапульского районов. Конкурс посвящен памяти увинского художника акварелиста Владимира Кузнецова. В поселке Ува его проводят с 2010 года. Третий год подряд ему присваивают статус межрегионального.

Софья Мещерякова, город Можга:
В художественной школе обучаюсь четвертый год. Ехала и думала, что задания будут гораздо сложнее, а оказалось - легкая тема. Для меня, например, сложная тема - рисовать город в котором живу - Можгу. Очень боялась, если она попадется. На конкурсе все ребята с хорошей подготовкой. У всех получились достойные работы. Не знаю, получился ли у меня туман в осеннем лесу. Кажется он больше похож на кучу снега... Если не удастся победить, ничего страшного - приеду в следующий год.

Дарья Яковлева, город Ижевск:
Конкурс понравился приятной творческой атмосферой. Никто не мешал и не отвлекал. Моя задумка удалась. Картина получилась такой, какой задумала. Более семи лет хожу в художественную школу. Акварелью занимаюсь три года. Люблю такие конкурсы. Они придают уверенность. С удовольствием приеду еще раз. Готова, даже, сделать это самостоятельно.

Агата Хучинаева, Арина Базилевских, поселок Ува:
О конкурсе рассказала Полина Сергеевна Базилевских. Она считает, что у нас хорошо получаются акварельные этюды - обязательно нужно участвовать. Задание было не сложным: рисовали пейзаж. Времени тоже было достаточно. Рядом с нами рисовали девочки, у которых получились очень сильные, реалистичные работы. Мы тоже неплохо справились. Конкурс для того и нужен, чтобы испытать себя.

Анастасия Георгиевских, село Сюмси:
Жизнь хочу связать с рисованием, шестой год занимаюсь в художественной школе. Пока учусь в седьмом классе. Есть время, чтобы подумать. На таком конкурсе в первый раз. До этого была на подобных конкурсах, но не удачно. Наверно потому, что там тема неизвестна заранее. А тут заранее озвучили тему. Мой учитель, Алексей Викторович, предупредил за неделю о том, что состоится такой конкурс - надо участвовать. Думала: «Нарисую рисунок, и отправлю дистанционно». А когда узнала, что надо ехать, решила - обязательно поеду. Не пожалела, что приехала. Сегодня получилось всё, что задумала. Старалась не смотреть на работы других участников, чтобы не расстраивать себя и не копировать.

Яна Винокурова, поселок Ува:
Это мой первый конкурс. Очень переживала, но была готова. Сразу знала, что буду рисовать. О конкурсе узнала в художественной школе. Согласилась не сразу, но, подумав, решила попробовать силы. Конкурс закаляет. Это прекрасная возможность отточить умение распределять время. В следующем году снова буду участвовать.

Назарова Екатерина, город Ижевск:
Рисую акварелью два года. Гуашью или другими художественными материалами опыт рисования больше. Во многих конкурсах участвовала. Об этом событии рассказала учительница из художественной школы. Она часто подталкивает на участие в конкурсах. Что конкретно буду рисовать сегодня быстро поняла. Набросок родился, пока читали стихотворение. Конкурс дал опробовать свои силы и получить новый опыт.

Районная детско-юношеская онлайн газета «Ува на связи»
https://vk.com/uvaintouch


Сегодня, 13 марта в Ижевске открывается выставка акварелей художника Владимира Кузнецова.

Выставочном центре «Галерея» можно будет наблюдать одновременно зимнюю метель, весенний разлив, грозовое лето и рыжую осень.

Сложнейшая техника «a la prima» (с итальянского - «в один присест, с первого раза») подразумевает создание акварельного рисунка за 15-20 минут, пока не высохла бумага. Готовую работу уже практически невозможно исправить или дорисовать. Это требует от художника невероятной концентрации, точности глазомера, твёрдости руки и высочайшего профессионализма. Подтёки и переливы краски, пушистые силуэтные окантовки, мягкие, нежнейшие цветовые переходы, прозрачность, чистота – вот что создаёт магию акварелей «а ла прима»!

Коллекция из 30 лучших акварельных пейзажей художника Владимира Кузнецова – это даже не окно в природу, а настоящий портал. Он переносит нас прямо на опушку леса или к берегу тихого озера. И вы ступаете в мокрый снег, чувствуете крошку метели на щеке, отворачиваетесь от предгрозового порыва ветра или вдыхаете полной грудью острый головокружительный воздух. И глаза слезятся от мартовского солнца. Одна из работ так и называется – «Яркий март».

Владимир Петрович Кузнецов родился с мироощущением художника и сберёг, развил свой дар. Всю свою недолгую жизнь он прожил в родном посёлке Ува. Сразу после окончания школы талантливый юноша приехал в Ижевск и поступил на факультет изобразительных искусств университета, сдав все специальные предметы на «отлично». Но в 19 лет после смерти отца-фронтовика Владимир остался старшим мужчиной в многодетной семье. Он вернулся в родной посёлок, работал художником-оформителем ДК «Юность», женился, растил детей, развивал свой талант и украшал окружающую жизнь. Декорации и костюмы спектаклей ТЮЗа, художественное оформление районных спортивных и культурных мероприятий, портреты земляков и пейзажи родной природы, иконостас Увинской церкви – вот его обширное творческое наследство. Владимир Кузнецов не вступил в Союз художников Удмуртии, не имел почётных званий, но был хорошо известен и уважаем в среде коллег, музейщиков и искусствоведов. Его первая персональная выставка прошла в Саратовском Доме офицеров в 1971 году, поскольку в тот момент художник проходил срочную службу в армии. Последняя прижизненная персональная выставка Кузнецова открылась 17 октября 2000 года в Уве. Сам Владимир Петрович из-за болезни уже не смог присутствовать на открытии выставки, он увидел только запись на видео. С 2010 года в Уве регулярно проходит Межрегиональный фестиваль-выставка «Под звуки акварели», посвящённый памяти Владимира Кузнецова. Его работы можно встретить в музеях и частных собраниях Ижевска, Казани, Екатеринбурга, Ульяновска и Москвы. На сайте https://vpkuznetsov.ru представлен наиболее полный каталог работ художника.

Известия Удмуртской Республики
https://izvestiaur.ru
13.03.2024


Завещание красивого человека

Его картины – это даже не «окно в природу», а портал. Вы ступаете по мокрому снегу, чувствуете крошку метели на щеке и порывы предгрозового ветра. А глаза ваши слезятся от щедрого акварельного солнца.

Яркий март

Так называется одна из картин, представленных на только что открывшейся в Ижевске выставке «Владимир Кузнецов. Природа Удмуртии в акварели». Нежная дымка вокруг стволов берёз, режущая глаза сочным цветом первая трава и опрокинутое в лужу тихое чистое небо. Отражённый кусочек небосвода завораживает, надолго удерживает взгляд зрителя! Стоит отшагнуть чуть в сторону – и попадаешь в ветреный летний день. Настолько точно рассчитал мастер растекание краски, что подтёки её на сырой бумаге передают качание верхушек деревьев перед грозой. Лёгкий серый лунной полночи, жаркий медный летнего заката, густой сиреневый набухающих сумерек – каждый раз увидев издали основной цвет, вы идёте на него, засматриваетесь и открываете новые оттенки. Эти акварели заглядывают вам в душу в то время, как вы рассматриваете их. Сложнейшая техника «alla prima» (с итальянского – «в один присест, с первого раза») подразумевает создание акварельного рисунка за 15-20 минут, пока не высохла бумага. После этого работу уже практически невозможно исправить или дорисовать. Пейзажи в технике «алла прима» трудно рисовать на пленере, но ещё сложнее делать по памяти. Серия подготовительных этюдов может помочь, но может и всё испортить. В акварели «по сырому» непременно должна сохраняться иллюзия экспромта, виртуозного наброска, пойманного впечатления. Это требует от художника невероятной концентрации, точности глазомера, твёрдости руки и высочайшего профессионализма. Подтёки и переливы краски, пушистые силуэтные окантовки, мягкие тона, нежнейшие цветовые переходы, прозрачность, чистота – вот что создаёт магию акварелей «алла прима»! Собрание лучших акварельных работ Владимира Кузнецова, написанных в последние десять лет его жизни, – это своеобразное завещание художника. Он говорил: «Мы жили на красивой земле, умели чувствовать пыл ранней зари, любили русскую берёзу, и пусть внуки знают это!»

Лунная дорожка

Владимир родился с мироощущением художника и сберёг, развил свой дар. Как луна оставляет на водной поверхности дорожку света, так творчество художника лучом осветило место его пребывания в этом мире. Всю свою недолгую жизнь (1950-2000 гг.) Владимир Петрович Кузнецов прожил в посёлке Ува. Окружающую природу, улицы, дома, людей, атмосферу малой родины – мальчик не просто впитал, а внимательно рассматривал и пытался нарисовать. Уже подростком он стал школьным художником-оформителем: ему поручали плакаты, стенгазеты, стенды, афиши мероприятий. Однажды его будущая жена Люся, которая была младше на пять лет, показала свою школьную фотографию с подругой. И Володя сказал: «А портрет Горького на сцене за вашей спиной – я рисовал». Закончив десятилетку, талантливый юноша приехал в Ижевск, поступил на факультет изобразительных искусств Удмуртского государственного университета. Причём сдал все специальные предметы на «отлично». Но в 19 лет после смерти отца-фронтовика Владимир остался старшим мужчиной в многодетной семье. Он вернулся в родной посёлок, работал художником-оформителем ДК «Юность», отслужил в армии, женился, поднимал двоих своих детей, много трудился. Но продолжал учиться, растить в себе профессионала, самосовершенствоваться. Вставал в 5-6 утра, успевал до работы сделать этюд. Или дописывал начатое уже поздним вечером, когда в доме все спали. В выходные в любую погоду выбирался побродить по окрестностям с мольбертом. Вдова художника, Людмила Петровна вспоминает: «Он иногда будильник заводил и вставал ночью, чтобы красивую луну поймать. Любил приходить на одно и то же место в лесу и писать его в разное время года. Влюблён был в закат и рассвет. Каждой весной дом был наполнен запахом черёмухи и сирени. Володя набирал охапки цветущих веток, очень любил их рисовать. Он не мог без этого жить!»

Кузнецову удавалось всё, за что бы он ни брался. Освоил резьбу по дереву, линогравюру, чеканку, делал деревянную мебель. Писал иконы и сам делал к ним оклад. Всё, что выходило из его рук, было сделано добротно, с художественным вкусом. Он умел чувствовать красоту и хотел, чтобы она радовала других. День за днём, год за годом этот красивый человек украшал окружающую жизнь. После него остались декорации и костюмы спектаклей ТЮЗа, художественное оформление районных спортивных и культурных мероприятий, портреты земляков и пейзажи родной природы, распятие и иконы в Увинском храме Иоана Кронштадтского.

Половодье

Как весенний разлив рек картины Владимира Кузнецова выплеснулись за границы посёлка ещё при его жизни. Их можно встретить в музеях и частных собраниях Ижевска, Казани, Екатеринбурга, Ульяновска и Москвы. Первая его персональная выставка прошла в Саратовском Доме офицеров в 1971 году, поскольку в тот момент художник проходил срочную службу в Вооружённых Силах. Первую выставку в родном посёлке Кузнецов устроил в год женитьбы, в 1976-м. Неоднократно участвовал в республиканских выставках, был награждён дипломом I степени Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся и бронзовой медалью ВДНХ СССР. Последняя прижизненная персональная выставка Кузнецова открылась 17 октября 2000 года в Уве. Без малого 60 акварелей, собранные в продуманную экспозицию, обнажили подлинный масштаб его художественного дарования. Сам Владимир Петрович из-за болезни не присутствовал на открытии выставки, видел только видеозапись. Несколько последних недель он уже не мог держать кисть. Просто сидел перед своими работами, смотрел на них, думал. Вероятно, он отдал своей любимой акварели все чувства, всю энергию жизни…

Нет в посёлке человека, который не помнил бы или не знал художника Кузнецова. В местной художественной галерее постоянно выставлены его работы. С 2010 года в Увинской ДШИ регулярно проходит акварельное биеннале – Межрегиональный фестиваль-выставка «Под звуки акварели», посвящённый памяти Владимира Кузнецова. Среди представленных в Ижевском Выставочном центре «Галерея» акварелей есть несколько, которые семья художника показывает впервые. На сайте https://vpkuznetsov.ru представлен наиболее полный каталог работ художника. Владимир Петрович Кузнецов не вступил в Союз художников Удмуртии, не имел почётных званий, но был хорошо известен и уважаем в среде коллег, музейщиков, экспертов. Искусствовед Валентина Гартиг написала однажды о нём: «Не сетуя на судьбу, вдали от центров культуры, как и все, загруженный повседневной рутинной работой, он находил время для любимого занятия, творя на бумаге свой мир – пронзительно светлый и умиротворяюще тихий!»

Автор Елена Обидина
Портал «Идём в музей»
https://idemvmuzei.ru
15.03.2024


Смотрите также отзывы Из книги выставок